Особенность Lubrifilm Bortec: Жидкий, растворимый и беззольный бор
Технология Lubrifilm Bortec vs. Liqui Moly Ceratec
Мы коснулись очень важного технологического различия. Присадка Lubrifilm Bortec представляет собой следующее поколение борных модификаторов трения, и ее принцип действия кардинально отличается от твердого нитрида бора.
Особенность Lubrifilm Bortec: Жидкий, растворимый и беззольный бор
1. Что значит "растворенный в эфирах"?
В отличие от технологии Liqui Moly, где используются твердые микрочастицы гексагонального нитрида бора (h-BN), которые находятся в масле во взвешенном состоянии (как суспензия), технология Lubrifilm Bortec использует органическое соединение бора.
Это не твердый порошок, а сложное химическое вещество, часто боратный эфир (borate ester), которое полностью растворяется в масле на молекулярном уровне.
Аналогия: Представьте разницу между песком в воде и солью в воде.
- Твердый h-BN : Это как очень мелкий песок. Он не растворяется, а находится во взвеси. Нужна сложная технология, чтобы он не оседал.
- Растворимый бор (Lubrifilm Bortec): Это как соль. Она полностью растворяется, образуя однородный прозрачный раствор. Частиц как таковых нет.
Преимущества полной растворимости:
- Отсутствие осадка: Присадка никогда не выпадет в осадок на дне картера.
- Не забивает фильтры: Так как нет твердых частиц, нет даже теоретического риска засорения самых тонких масляных фильтров или каналов.
- Мгновенная доставка: Растворенное вещество вместе с маслом мгновенно попадает во все, даже самые труднодоступные, уголки двигателя.
2. Как работает растворенный бор?
Принцип действия здесь совершенно другой — не физический, а трибохимический.
- Доставка: Растворенная в масле молекула боратного эфира циркулирует по системе.
- Активация: В зонах экстремального давления и высокой температуры (то есть там, где происходит трение) сложная органическая молекула под воздействием энергии распадается.
- Химическая реакция: Высвободившиеся атомы бора вступают в химическую реакцию с поверхностью металла (железа).
- Образование защитного слоя: В результате этой реакции на поверхности металла образуется сверхпрочный и ультратонкий (наноразмерный) стекловидный слой боридов железа (FeB, Fe₂B).
Этот слой обладает феноменальной твердостью и очень низким коэффициентом трения. По сути, вы получаете не "нашпаклеванную" поверхность, как в случае с h-BN, а химически модифицированную, упрочненную саму поверхность металла.
3. Что такое "беззольный"?
Зольность масла (Sulphated Ash) — это показатель количества несгораемых неорганических остатков (золы), которые образуются при сгорании масла. Эту золу дают традиционные присадки на основе металлов (цинк, кальций, магний).
Проблема золы: В современных автомобилях, особенно с дизельными двигателями, установлены сажевые фильтры (DPF). На бензиновых — фильтры твердых частиц (GPF). Зола от сгорания масла забивает эти дорогостоящие фильтры, выводя их из строя.
Преимущество беззольности: Присадка Lubrifilm Bortec является полностью органической и беззольной. Это значит, что при ее сгорании (а угар масла есть в любом двигателе) не образуется твердых отложений.
Это делает ее абсолютно безопасной для самых современных двигателей, соответствующих нормам Евро-5/6 и оснащенных системами DPF/GPF.
Сравнение: Lubrifilm Bortec (жидкий бор) vs. Liqui Moly Molygen (твердый бор)
Параметр | Lubrifilm Bortec (растворимый бор) | Liqui Moly Molygen (твердый h-BN) |
---|---|---|
Форма | Жидкое, полностью растворимое соединение (боратный эфир) | Твердые наночастицы в виде суспензии |
Принцип работы | Химический: Трибохимическая реакция с образованием боридов железа на поверхности. | Физический: Заполнение микронеровностей и создание скользкого слоя из частиц h-BN. |
Зольность | Беззольная. Абсолютно безопасна для DPF/GPF. | Низкозольная. Безопасна, но частицы h-BN все же являются неорганическим веществом. |
Внешний вид в масле | Не меняет цвет и прозрачность масла. | Придает маслу характерный зеленоватый или сероватый оттенок. |
Итог
Lubrifilm Bortec представляет собой более современную и "умную" технологию модификации трения. Ее превосходство заключается в:
- Полной растворимости: Гарантирует отсутствие любых проблем с фильтрами и осадком.
- Беззольности: Делает ее идеальным выбором для самых современных и экологически требовательных двигателей с сажевыми фильтрами.
- Химическом принципе действия: Создает не временный физический слой, а химически модифицирует саму поверхность металла, делая ее прочнее и более скользкой.
Это не значит, что твердый нитрид бора плох — это тоже очень эффективная технология. Но растворимый боратный эфир — это следующий шаг в эволюции присадок, решающий проблему совместимости с новейшими автомобильными технологиями.